украинская музыка

Прежде всего заметим, что предыстория украинской музыки как таковой начинается в Украине советской, в 1920-30 годах, когда она изначально базировалась преимущественно в Киеве и Харькове.

В больших Украинских городах начинают открываться театры оперетты, основываются филармонии, молодые композиторы прибегают к инструментальному творчеству и стают у истоков украинской музыки. Первопроходцем, крупным центром, вокруг которого начали скапливаться молодые композиторы было сообщество имени Леонтовича (1923 год). Его почетные члены: Лев Ревуцкий – учитель композиции в Киеве, автор симфоний и многих фортепьянових произведений, Борис Лотошинский, профессор киевской и московской консерватории, адепт современной, на то время, украинской музыки. Вместе они буквально воспитали плеяду композиторов. В эти годы также творили Виктор Косенко, Михаил Верикивский, Валентин Костенко, Игнат Хоткевич, Н. Фоменко, К. Богуславский и другие.

Период 30х годов был одним из самых интенсивных времен для прогресса украинской музыки, которая стремилась к высокому профессионализму и проявила себя в абсолютно не схожих стилистиках. Вместе с тем развивается театральное музыкальное исскуство и прогрессирует концертная жизнь. Активно разворачивается образование, возрождается интерес к национальному известному инструменту – бандуре. После 1930 музыку, как и другие участки искусства, начинают трактовать как средство партийной пропаганды. Композиторы вынуждены штамповать торжественные восхвальные композиции – песни в честь советской родины, партии, вождей коммунизма. Вместе с тем усиливали тоталитарный контроль над музыкой. Постановлением правительства 1932 закрывают Ассоциацию современной украинской музыки, объединяющую композиторов-новаторов, которые ориентировались на западные движения музыки, например джаз. Общество им. М. Леонтовича переименовали и переформировали во Всеукраинскую громаду революционных музыкантов, действующее до 31 года, а так же создали Ассоциацию пролетарских музыкантов Украины в 1928 году, которая действовала до 1932 года.

Жизнь украинской музыки проявилась тоже в развитии театров оперы в больших и малых центрах, как вот в Харькове, Виннице, Одессе, Днепропетровске. Репертуар был в основном традиционный – итальянской или немецкой оперы, но уже тогда на украинском языке.

Украинская музыка в 40-х – 50-х годах

1941 – 1945 годы были вписаны в историю украинской музыки как период сложный и неоднозначный. Это, конечно же, вызвано историческими событиями, которые определяли сущность и смысл и направления художественного процесса, оговаривали жанровые доминанты, тяготение к определенным идеологическим, тематическим и образным сферам.

Начало В.О. войны стало прямо таки переломным моментов для украинской музыки и культуры вцелом. Украинские художники и музыканты воевали на фронтах. Большое количество исполнительных коллективов, театров, филармоний, профессорско-преподавательский составов многих музыкальных учебных заведений были эвакуированы в республики СССР. Таким образом украинская музыка продолжала свое дальнейшее развитие – но в другом национальном контексте, в другой культурной атмосфере.

В украинскую музыку того времени на полных правах входит фольклор народов СССР, пристально и активно изучался композиторами и музыковедами. Музыкальное наследие башкирского народа привлекло к себе внимание П. Козицкого, Г. Веревки, казахский фольклор нашел свое отражение в творчестве М. Скорульского, туркменский – в произведениях Ю. Мейтуса и А. Зноско-Боровского. Ведущие темы произведений – это доминирование идеи единого стремление победы, патриотической тематики, темы защиты родной земли и культурного наследия.

Признаками музыкальной жизни на то время становится сверхвысокая творческая активность многочисленных коллективов-любителей, которые охватывали духом художественного творчества широкие массы и приобщали их к классическому музыкальному доработку. Уровень исполнительского мастерства таких коллективов часто был достаточно высоким. Не даром же значительная часть из них получила заслуженное звание народных и возможность показывать свое мастерство и исскуство за пределами государства, знакомиться с музыкальной культурой зарубежья. Среди самых популярных проф-коллективов того времени – академическая капелла бандуристов УССР , украинский хор Веревки, коллектив народного танца Вирского, симфонический оркестр Украины, хоровая академическая капелла “Думка”, Квартет имени Лысенко и другие.

Тематика партии, счастливого советской жизни и социалистического труда, захваченного трудового энтузиазма масс, в то время теряет статус канонических, но не теряет при этом своей значимости. В то же время все новаторские поиски неофициально тормозились. Такая двойственность была адекватна самой атмосфере того времени, в которой сочеталось оппозиционное – критика сталинизма – и официальное – сохранение фундамента коммунистической идеологии.

Шестидесятничество в украинской музыке.

«Шестидесятниками» окрестили целую культуру, уникальное поколение украинской и советской интеллигенции и авторов, которые интенсивно проявила себя в политике и культуре 60-х годов. Это были времена частичного ослабления тоталитарного режима, период который назвали позже хрущевской оттепелью. Шестидесятники тогда выступали в защиту украинского языка и культуры, требовали свободы в исскустве. Их менталитет формировался на базе гуманистических демократических западных традиций. Они буквально растили интерес населения собственному культурному наследию. Шестидесятники устремили свое творчество на визуализацию существующих проблем жизни, так сказать, болезненных вопросов, которые часто ранее попросту замалчивались. Одни из первых шестидесятников Украины – Лина Костенко и Василий Симоненко.

1960-е годы – это прорыв украинской музыки, композиторской школы на крупные арены всего мира, а так же освоение и применение последних течений евро-культуры. В Киеве сформировали группу художников «Киевский авангард», к которой примкнули такие известные отечественные деятели как Годзяцкий Виталий, Грабовский Леонид , Сильвестров и другие. Учасники этой организации начали подвергается притеснениям и приследованиям со стороны властей, в следствии чего организация распалась.

Примерно тогда же продолжают творить такие композиторы как Георгий и Платон Майбороды, Данькевич К. , Лятошинский Б. Настоящее признание в целом мире получила наша школа вокального искусства. Громкие имена украинской оперной сцены: Е. Мирошниченко, Соловьяненко А. , Руденко Б. , Гнатюк Д. . Одно из очень знаменательных событий того времени – постановка оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» (1965 год, Киев).

Хотя Лотошинский Борис Николаевич уже закончил творческую деятельность, но его тоже записывают в шестидесятники. Ведь он учил и Грабовского, и Сильвестрова, и Карабица, и Дычко, и Станковича, которые позже и стали шестидесятниками. Когда в 1960-е годы начал понемногу подниматся «железный занавес», в нашу страну резко полилась большущая информационная волна о музыке запада. Все ей начали восторгатся. А Борис Николаевич сотворил свою знаменитую Четвертую симфонию. Лотошинский в 1960-х вернулся к вечным идеям и вопросу о том, что же такое истина, и дал гениальную концепцию касательно вечного цикла жизни, воплотив идею в отголосках колоколов – символе вечности.

Украинская авторская музыка по немногу приобретает статус самого яркого художественного явления. В данном жанре очень весомый вклад в развитие украинской музыки сделал В. Ивасюк (1949-1979) – очень известный поет и композитор, автор легендарных безсмертных хитов как «Я піду в далекі гори», «Червона рута», «Водограй» и других. В первую очередь ттворчество художника основывается на фольклорных первоисточниках. К слову, песня «Червона рута» дала название крупному фестивалю украинской музыки и песни.

Украинская музыка 70-80 годов

За эти десятилетия украинская музыка пережила как никогда раньше бурное время. Основой его были реалии советской жизни, те повороты истории, результатом которых стал период так называемой оттепели, либерализации, оживление духовной жизни, выход из искусственной изоляции совкового искусства.

Продолжают творческий труд художники “старшего поколения” – Б. Лотошинский, Ревуцкий, Данькевич, Жуковский, Таранов, Клебанов. Активно действует “среднее” поколение – К. Доминчен, братья Майборода, В. Гомоляки, И. Шамо и др. Начинается активная деятельность на стыке 50-60-х гг .: Бибик, Белаш, Буевский, Грабовский, Губаренко, Л. Дычко, Ищенко, Карабиц, Г . Ляшенко, Скорик, Загорцев, Станкович, Губа, Годзяцкий и др. Именно благодаря этим именам, украинская музыка стремится к европейскому модернизму.

70е и 80 е года стали периодом взрывного развития программной музыки, которая позволяла избежать любых жанровых определений и полностью выявить индивидуальные художественные устремления. Возникали полижанровые по своей сути произведения – синтез инструментальных и вокальных начал и хоровая симфония, симфония-балет.

В этот период плодотворного развития получает образование. значительно расширяется система художественного воспитания: активно формируется сеть детских и юношеских музыкальных школ, музыкальных училищ. Их выпускники получают высшее образование в Киевской, Львовской, Одесской консерваториях, Харьковском институте искусств, Харьковском институте культуры с Киевским филиалом. В 1968 г. уже самостоятельный Киевский институт культуры открывает Николаевский и Ровенский просветительские факультеты.

Активным является периодическое издание сборника научных трудов “Украинская музыковедение” (с 1964 г.). С 1970 г. возобновлено издание журнала “Музыка“, печатается журнал “Народное творчество и этнография”, словом, украинская музыка получает дополнительный пусть своего развития.

Украинская музыка в 80е и 90е года

Указанный период – перестройка 80-х гг., Распад СССР, получение Украиной независимости в 90-х годах. Этот период ознаменован появлением новых культуротворческих тенденций. Изменения, которые стартовали в нашей стране, способствовали возобновлению прерванной культурно-модернистской традиции 20-х годов и демократизационной струи 60-х. Главным придметом развития украинской музыки и украинского искусства этого времени становится переосмысление устоявшихся и поиск новых творческих принципов. Вторая половина 80-х гг. Обозначена обращением отечественных социологов, культурологов, искусствоведов к концептам западной культуры, к обновлению духовных основ бытия, возрождение национальных традиций, приобретает различные формы культурного диалога между соцреалистическими и альтернативными типами мышления.

В начале 90-х годов в Украине появляются многочисленные негосударственные творческие коллективы, добровольные общества разного рода направления, значительная часть которых очень успешно начинает сотрудничать с зарубежными культурными и образовательными организациями и способствует внедрению Украины в мировое пространство.

Важным средством осмысления процессов, происходящих в украинской музыке, становится проведение многочисленных научных конференций, посвященных рассмотрению новых культурологических и философских проблем музыковедения, вопросам теории и истории музыкального искусства, современным взглядам на систему подготовки музыкальных специалистов и т.д.

В конце 80х, в Украине начинают организовывать музыкальные фестивали, программы которых составляют произведения различных стилестичных ответвлений, на которых были представлены произведения от классики и аж фактически до авангарда. На этих фестивалях нашли отображение новейшие виды искусства, такие как видеоинсталяции, инструментально-музыкальный театр, разные перформансы. Распространению информации о достижениях украинских и зарубежных художников в области современной музыки способствует серия концертов “Новая музыка” (Киев, Харьков). Картину развития украинской музыки дополняют авторские, юбилейные концерты композиторов, торжественные вечера, устройство которых осуществляют Центр музыкальной информации Союза композиторов Украины и ее региональные отделения.

Одно из ведущих мест в музыкальном процессе 80-90-х годов занимает фортепианная музыка. Об этом свидетельствует увеличение количества национальных и международных конкурсов по фортепиано, а также распространение практики премьерного концертного исполнения фортепианных произведений украинских композиторов за рубежом (Австрия, Германия, Китай, США). Общую картину украинской музыки обогащают многочисленные конкурсы и фестивали других жанров искусства, в частности, органной и камерной музыки, духовной, хоровой, духовой и джазовой, оперной, а также популярной современной песни и тому подобное. Данные мероприятия расширяют сферу общения между отечественными и зарубежными композиторами, исполнителями, преподавателями, способствуют обмену опытом, пополняют географию участников, влияют на связь с представителями масс-медиа (пресса, радио, TV).

Разнонаправленность и многовекторность художественных тенденций позволяет определить их как постмодернистские, где, с одной стороны, прослеживается сохранение, переосмысления и обновления достижений прошлого, а с другой, наблюдается отказ от традиционности, интенсивные поиски и эксперименты.

Украинская музыка конца ХХ в.

Популярная музыка и украинская рок-музыка ярко представлены на таких фестивалях «Червона рута», «Чайка», «Таврийские игры», и др. Интенсивно развивается современная украинская рок-музыка. Среди известных имен – «Океан Эльзы», «ВВ», «ТНМК», «Скрябин», «Мертвый пивень». Регулярно и успешно проводятся украинские рок-фестивали .

Про современную украинскую музыку, про все ее новинки и премьеры, вы с легкостью регулярно можете узнавать на нашем сайте «Нотатки про украинскую музыку». Открывайте для себя современную и независимую украинскую музыку!