Ярослав Лодыгин – о семи лет работы над адаптацией «Ворошиловграда» и впечатление Жадана от фильма. Партнер публикации: https://kinoguru.be/, фильмы онлайн на украинском языке.
Впервые идея экранизации произведения Сергея Жадана у меня появилась, когда я прочитал «Депеш Мод». В 18 лет я прочитал роман и подумал, что это может быть крутой фильм. Вероятно, мы, когда читаем книги, будто снимаем в голове киноленту. Но я подумал, что все-таки сниму этот фильм.
В Харькове есть паб «Черчилль» – это легендарное место, где собиралась вся творческая тусовка города. И вот я стою там, пью пиво – и заходит Жадан. Я подхожу к нему, говорю: «Сергей, поздравляю! Вы меня не знаете, но меня зовут Ярослав, я хочу экранизировать роман «Депеш Мод». Как вам эта идея? ». А он говорит: «Ну давай!». [Смеется]. Это было не то, что я ожидал. Тогда я еще не знал, что у Жадана есть такая проблема – он очень доверяет людям. Он дал мне свой телефон. Но на утро с меня вышло пиво – и я ему не перезвонил.
Прошло длительное время, я успел переехать в Киев, прогореть с бизнесом и вернуться в Харьков. У меня была депрессия, я лежал и думал, что мне нравится в жизни. И тогда, и сейчас это были три вещи – радио, футбол и кино. С тех пор я решил, что буду делать только то, что люблю.
Чтобы заниматься кино, прежде всего, нужна какая-то история и какой-то сценарий. Где взять историю? Друзей-сценаристов у меня не было, поэтому я начал учиться сам. В конце концов, образования в стране особо нет, поэтому продвинуть себя вперед можно только благодаря самообразованию. Постепенно мы собрали целую команду людей, которые также хотели заниматься кино. Начали снимать короткометражные фильмы вроде ролика «Дрифтер», который собрал на YouTube сотни тысяч просмотров. Так появилось понимание, что мы что-то делаем ПРАВИЛЬНО.
К моменту, когда я прочитал «Ворошиловград», у меня уже был опыт работы на телевидении и с коротким метром. Я снова оказался в Харькове, снова в пабе «Черчилль», и – это чистая правда – в паб снова зашел Жадан. Слава богу, после первой встречи он меня не запомнил. Поэтому я сказал ему то же, что и в прошлый раз: «Поздравляю, меня зовут Ярослав, я прочитал «Ворошиловград», это крутая книга. Сделаем кино! »И он снова сказал: «Давай!». Но на этот раз я ему перезвонил.
В определенный момент мы рассматривали возможность преобразования проекта в сериал. Примерно тогда наш ко-продюсер Миклош познакомился с режиссером Дэвидом Финчером, который одинаково хорошо работает и с кино, и с сериалами – у него и «Бойцовский клуб», и «Карточный дом». Он спросил, как тот решает, когда видит перед собой материал, в какой форме его лучше поставить – как фильм или сериал. Финчер сказал гениальную фразу: «Кино – это про финал, а в сериале наиболее важны персонажи».
Поэтому мы подумали: у «Ворошиловграде» крутые персонажи, почему бы не сделать ставку на них?
Понравился фильм Жадану? Это длинная история. Впервые я показал ему рабочий материал весной, сразу после того, как на встречу с ним в Киеве пришло рекордное количество людей. Сережа пришел ко мне домой, я включил ему материалы на ноутбуке с колонками. Это то, чего я никогда больше не буду делать. Когда ты показываешь work in progress, ты можешь понимать, что и где еще будет доработано. Но человек воспринимает все как финальную версию. КОРОЧЕ, Жадан посмотрел фильм и сказал: «Яр, это хуйня».
Это был ужас, у меня началась депрессия. Но потом он пришел в себя, показал фильм друзьям, и им понравилось. С тех пор он мне такого не говорит.